Я пришел к выводу, что как гонщик получал зарплату за мое мастерство. Мне не платили за то, что я рисковал жизнью.
Многие гонщики «Больших призов» приобретали широкую известность благодаря своему таланту, и им не требовалось много времени, чтобы сделать себе имя, – примером тому могут служить Хуан Мануэль Фанхио или Стерлинг Мосс. Пожалуй лишь Грэм Хилл стал популярен главным образом не из-за гонщицких качеств, а благодаря силе и притягательности своей личности. Но именно Джеки Стюарт был создателем культа гонщика как личности и, став чемпионом, использовал все преимущества этого знания. Если в пятидесятых гонщики должны были приложить колоссальные усилия, чтобы заработать хотя бы 10 тысяч фунтов за год, то к концу карьеры Стюарта сумма в 200 тысяч фунтов за год уже не казалась чем-то сверхвыдающемся. Зарплату гонщикам составляли призовые суммы и премии, на которых раскошеливались для нескольких ведущих пилотов поставщики топлива и резины. Джеки Стюарт расширил сферу жизни гонщика от узкой мышеловки кокпита и чуть более просторной зоны паддоков и боксов до экранов телевизоров, рекламных агентств, комментаторских кабин и лекторских кафедр. Он поднял статус чемпиона мира на уровень киноактеров, поп или рок-звезд, коронованных особ, знаменитых политиков и телеведущих. Читать подробнее.
Джеки Стюарт-Золотое прикосновение
Впервые с гонками на кольце Джеки познакомился в 1961 год в Оултон-парке, где он пилотировал «Порше 356 супер 90» Филлера. В четырех местных гонках в Чартерхолле эта машина оказалась чрезвычайно удачливой, и Филлер позволил Джеки пересесть в его «Астон Мартина DB4GT» – настоящее произведение автостроительного искусства. Но на этой стадии Джеки еще не был уверен, какую дорогу ему избрать. В серии тестов в Оултон-парке за рулем фамильного «Ягуара Е», и филлеровских «Астона» и «АС Эйрс-Бристоль» Стюарт показал многообещающие результаты, а на «Ягуаре» был быстрее, чем сам Рой Сальвадори в 1961 году. Стало ясно – задний ход давать поздно.
В 1962 году он выиграл несколько гонок в Раффорте, недалеко от Лидса, за рулем «Ягуара Е», и хозяин «Экосс» Дэвид Мари предложил Сюарту место за рулем «Бьюик Тохейро ЕЕ Мк2» в Чартерхолле. Стюарт выиграл. Затем была победа в клубной гонке в Гудвуде на «Купер Монако Т49» и участие на «Ягуаре» в победной эстафете в Оултон-парке. Под занавес последовало награждение призом Рона Флокхарта и Криса Бристоу как классного клубного гонщика. Читать подробнее.
Джеки Стюарт-На волосок от гибели
На следующем же этапе чемпионата мира «Формулы-1» карьера Джимми, как и его жизнь, чуть было не подошла к трагическому концу. Спа-Франкоршан всегда отличалась непредсказуемой погодой, и в проливной дождь Джеки оказался одним из трех, чью машину завертело на водном зеркале и выкинуло с трассы. «БРМ» угодила на трубу дренажной системы и перевернулась. Почти там же выбросило и Грэма Хилла с Бобом Бондюраном. Хилл уже собирался вернуться на трассу, как увидел, как машина его напарника загорелась и рухнула в кювет. Хилл и Бондюран поползли по опрокинутый «БРМ» и вытащили с ног до головы облитого бензином Джеки. Джеки счастливо отделался – сломанным плечом, треснутыми ребрами, и массой ушибов и царапинами.
Несколько месяцев позже он вернулся на сцену «Больших призов», заняв четвертое место в Зандвоорте и пятое на Нюрбургринге. Джеки выходил на старт гонок F2 на «Матре» Кена Тиррела, но это были лишь первые шаги французской марки. Лучшим достижением в этом, вообще то малоудачного сезона была победа в «12 часах Ротманс» в австралийском курортном местечке Серферз-Парадайз за рулем «Феррари 25 LM». Читать подробнее.
Джеки Стюарт-Прорыв к победе
В Монце положение в чемпионате стало столь неустойчивым, что на титул могло претендовать сразу множество гонщиков. Старательно сделав «домашнее задание» и выбрав правильные сочетания передач для поединка на стлип-стримах, Джеки атаковал и прошел Риндта, после чего сшиб неведомо как оказавшегося на трассе зайца. Стюарт шел во главе плотной связки из восьми машин, каждая из которой в равной степени претендовала на лавры победительницы. В этой взрывоопасной компании находились Риндт, Каридж, Сифферт, Хьюльм, Макларен, Бельтуаз и Хилл. После того как два англичанина, «киви» и шейцарец отпали, в лидерах остались француз, австриец, «киви» и шотландец. В Параболике, последнем повороте последнего круга, казалось, что победа достанется Бельтуазу. Но на выходе Риндт, Макларен и Стюарт опередили замешкавшегося француза, и на самом финише шотландец буквально на несколько дюймов обошел австрийца. Читать подробнее.
Джеки Стюарт-Новые лица Формулы-1
Чемпионаты мира открывали свой двадцать первый сезон, и бригада старых испытанных бойцов встретила опасных конкурентов в лице новичков. Клей Регаццони, Ронни Петерсон, Эмерсон Фиттипальди, Франсуа Север и Райн Вайзель, «повиснув» на задних антикрыльях асов, ждали шанса для решающей атаки. И они его дождались. Правда, не так, как им мечталось. Несколько асов расстались с жизнью. В Гудвуде за рулем машины класса «КанАм» погиб Брюс Макларен, В Зандвоорте в «Де Томазо» Френка Уильямса сгорел Пирс Каридж, да и Риндт ушел из жизни, так и не узнав, что стал чемпионом мира. Читать подробнее.
Джеки Стюарт-Метяж пилотов
В Барселоне повреждение тормозного диска остановило погоню Джеки за лидировавшим Петерсоном. В 1973 году бельгийский «Гран-при» проводили в Цольдере, поскольку искали трассу, способную заменить Спа, признанную слишком опасной для современных автомобилей. На деньги «Мальборо» в Цольдере поменяли покрытия, но при первых же выездах оно пошло трещинами. В аварию угодили обе «Шэдоу», и Ассоциация пилотов «Гран-при» затеяла спор с организаторами, завершившееся решением выплатить гонщикам их гонорар, даже если гонку придется остановить. Отыскав траекторию, где покрытие было более или менее приемлемым, Стюарт выиграл, вымотав атаками Фиттипальди; вторым приехал Север, лидировавший большую часть гонки, но остановившийся из-за того, что из тормозных колодок потекла жидкость. Читать подробнее.Джеки Стюарт-Безнадежный индивидуалист
В Австрии сначала лидировал Артуро Мерцарио на новой «Феррари 312 В3S». С точки зрения многих гонщиков, эта машина была шире, чем остальные, и ее чрезвычайно трудно было обгонять. Впрочем, то была не единственная причина: многие гонщики пользуются репутацией «блокировщиков» или же просто не привыкли во время гонки пользоваться зеркалами заднего вида. После схода Фиттипальди победителем оказался Петерсон, Стюарт финишировал в девяти секундах следом. В Монце Эмерсон еще сохранял надежды на то, чтобы настичь Джеки в погоне за титулом чемпиона. Но если в Австрии Петерсон, подчиняясь командным интересам, пропустил бразильца в лидеры гонки, то в Италии он перестал быть филантропом и выиграл гонку, лидируя со старта до финиша. Фиттипальди выразил свое мнение по этому поводу, заявив, что в конце сезона покидает «Лотус». Но героем дня стал Джеки Стюарт. Насквозь простуженный, он на восьмом круге завернул в боксы из-за прокола, откатившись на двадцатое место, но на сорок девятом круге стал четвертым, и этого оказалось достаточно, чтобы в третий раз овладеть короной чемпиона мира. Читать подробнее.